Энциклопедия искусства


Микеланджело

  Гланое меню     ВАФИ     Арт школа     Галереи     Форум     Новости   Анонс
Список опубликованных работ
Биография

Микеланджело

Сотворение Адама


Сотворение Адама (ок. 1511)

Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джордже Вазари описывал Адама как фигуру, "чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного".

Прекрасно сложенный Адам еще остается неподвижным, лишенным жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в свое создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем пальца Адама.

Именно "почти". Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот "пробьет" сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.

"Сотворение Адама" представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу Юлия II в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу Если на боковых стенах капеллы представлены эпоха Закона (Моисей) и эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка посвящена самому началу истории человечества, описанному в Книге Бытия. Сцены из нее распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая - Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая. Последняя повествует об истории Ноя. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но вместе с тем в ней, несомненно, воплотилась и ренессансная мысль.


Назад Продолжение

WP©2005

Hosted by uCoz